четверг, 2 июля 2015 г.

Поездка в Ныроб

Юрий Язев

«yurembo долгие годы ждал, когда кто-то возьмет его за руку и скажет:
«Поехали в Ныроб»

В конце июня удалось побывать в таких местах нашего родного Пермского края, что по своему разнообразию, великолепию или, наоборот, хаосу они станут интереснее многих других точек мира.
Тем не менее, в одиночку я бы вряд ли сдвинул свой зад с насиженного места перед компом, я бы нашел тысячу, плюс одно оправдание, почему мне лучше не перемещать пятую точку. Но, не тут то было. К yurembo приехала Ирина, чтобы снова посетить какую-нибудь достопримечательность нашего края. Желание странное, но совпадающее с моим.

Много времени назад, еще при первой нашей встречи, обсуждая интересные для посещения места, я упомянул о самом северном населенном пункте Пермского края – поселке Ныроб. Для меня этот поселок интересен еще и тем, что там родилась и провела свое детство моя бабушка. И, мне хотелось побывать в этом поселке. Ирине понравилась идея.
Небольшой ресерч выявил, что автобус от Перми до Ныроба ходит дважды в сутки: утром и вечером, семь дней в неделю. Мы выдвинулись в Пермь днем, чтобы успеть на вечерний автобус. Погода в июне в Чусовом выдалась жаркая, но это нас не испугало.
Прибыв на автовокзал в Перми за 5 минут до отправления автобуса в Ныроб, мы, однако, благополучно на него пересели. Автобус оказался без кондиционера, поэтому в ожидании отправления было не на шутку жарко, но во время движения, благодаря естественной вентиляции воздуха через люки, температура в салоне нормализовалась. До конечной остановки – поселка городского типа Ныроб предстояло ехать 6 часов.
Сначала маршрут пролегал по знакомой местности, однако, на отвороте на Чусовой, автобус пошел в сторону Березников.

Поскольку путь занимал достаточно продолжительное время, в его течение были 2 «зеленые» остановки: первая – не доезжая до Березников, рядом с каким-то поселком, название которого, к сожалению, не помню. Как только открылись двери автобуса, к нему подбежали женщины, предлагающие пирожки. Вторая остановка была совершена в Соликамске. Наш маршрут не пролегал через Березники, мы его обогнули только с краю. Подъезжая к Соликамску, из окна автобуса были видны огромные карьеры и предприятия, занимающиеся добычей и переработкой соли.

Сразу с автовокзала г. Соликамска открывается вид на церкви.

В городе их много. Даже, чтобы посмотреть на их красоту стоит совершить отдельную экскурсию в Соликамск, тем не менее, нам надо было ехать дальше.
Через некоторое расстояние после Соликамска Ирина, являясь потомственным растениеводом, обратила мое внимание на изменение флоры: преобладающее множество лиственных деревьев перешло в хвойные, повсюду в лесу стал заметен белый мох, отсутствующий в нашей Чусовской местности. На больших по площади огородах местных жителей ничего, кроме картофеля не посажено. Очевидно, все это свидетельствует о более холодном климате.
Таким образом, миновало несколько поселков и деревень. Наконец, наш автобус стал двигаться по городу Чердынь. В нем нет многоэтажек, максимальная высота зданий – 2 этажа. Большая деревня раскинулась на 15 кв. км. В нем есть детский сад, школа, больница, дом культуры. Население города составляет примерно 4 с половиной тысячи человек. Здесь сохранились здания дореволюционной постройки, поскольку, из-за достаточно отдаленного расположения города, Чердынь не претерпела изменений со стороны Советской власти. От этого сохранился целый город – памятник русской архитектуры. Так как, мы двигались по городу довольно поздно – около 22-х часов, на улицах города было очень немноголюдно.
За Чердынью дорога сузилась и стала менее благоприятной для движения транспорта. Некоторое расстояние спустя, асфальт сменился брусчаткой. Были пересечены еще парочка жилых поселений, прежде чем мы достигли Ныроба. Первая остановка, сделанная непосредственно в поселке состоялась на въезде, около колонии для заключенных. С левой стороны от дороги располагаются ограждения лагеря, а справа – двух и трехэтажные дома для обслуживающего персонала колонии. По численности населения Ныроб превосходит районный центр – г. Чердынь, так, в первом проживает, примерно, 5 тысяч человек.
Далее, вдоль дороги разместилось ныробское кладбище. Через несколько десятков метров расположен шиномонтаж вместе с кафушкой. Проехав еще некоторое расстояние, наш автобус стал двигаться по улочкам Ныроба. На одной из автобусных остановок, расположенной на главной улице поселка – ул. Ворошилова мы увидели такую картину:

Телки, просто, ждут маршрутку, это российская деревня, детка.

Поселок довольно широко раскинулся на местности. Конечная остановка была совершена возле деревянного автовокзала. Рядом с ним через дорогу находится гостиница.

Старое кирпичное здание, для обретения ухоженного внешнего вида, покрыто металлическими панелями. А рядом в 10 метрах стоит здание, не обшитое панелями:

Одна наша хорошая знакомая сказала, что номер в гостинице в Ныробе стоит 200 руб. в сутки, на деле же администратор гостиницы потребовала 1 500 руб., удалось договориться на 1 000 руб. без телевизора. Несмотря на расположение гостиницы в дальней дали, там есть горячая и холодная вода, все удобства и даже wi-fi!
После оформления номера и заселения, мы решили прогуляться по ночному Ныробу. Во время нашего пребывания в поселке были белые ночи. Он находится на 60-й широте, ровно, как Санкт-Петербург. Мы прогуливались по той части Ныроба, которая более похожа на ПГТ: двух и трехэтажки, увидели местную школу, рядом с которой на дороге, по которой проходит полтора автомобиля в час, нарисована зебра.

Рядом с гостиницей располагается ночной клуб «Север», но, к сожалению, в день нашего пребывания, он был закрыт на выходной. Как оказалось, в Ныробе есть еще один ночной бар, располагающийся в здании церкви, но об этом мы узнали уже перед самым отъездом.
В ту ночь рядом с гостиницей люди отмечали какое-то событие: играл шансон, раздавались громкие возгласы.
Утром yurembo проснулся от громких звуков проезжающих транспортных средств, как оказалось, недалеко от гостиницы находится небольшой рынок местного назначения: 5 – 6 торговых палаток. В гостинице завтрак не дают, пришлось перекусить мороженым, купленным в ближайшем магазинчике, кстати, магазинов в Ныробе предостаточно. Ассортимент в каждом почти ни чем не отличается.
Купив с утра билет до Соликамска, у нас осталось еще 4 часа до отправления. Я предложил погулять по Ныробу, мне понравился этот поселок. Рядом с рынком находится площадь, где установлен памятник Ленину.

Рядом с площадью находится ныробский Дворец культуры.

Кроме того, в поселке есть памятник ныробским солдатам, защищавшим родину в Великой Отечественной войне.

Жизнь в поселке начала просыпаться к 11 часам утра, когда магазины, на входах в которые, время начала работы указано: 9:00, стали открываться. Днем стало невыносимо жарко, тем не менее, пауты и другая, сосущая кровь нечисть, не собиралась оставлять нас без внимания.
Достигнув одного из рубежей поселка, мы повернули в другую сторону в поисках Никольской церкви.

По пути мы миновали заброшенный стадион, и вышли в поле, вдоль которого шла дорога к церкви.

В двухстах метрах от церкви находится яма Романова, место, где Михаил Романов – дядя первого русского царя из династии Романовых принял мученическую смерть. В настоящее время над ней установлена часовня, вокруг которой раскинут парк с ограждением. Когда мы подошли к этому месту, ворота были закрыты; через несколько минут, как по расписанию подошла женщина, отворила ворота и часовню, в которую можно зайти. Оттуда можно спуститься в яму, где был зверски замучен дядя царя.

Обратный путь мы проложили по улице Ворошилова, где стоит дом-памятник, в котором Ворошилов жил во время ссылки. В Ныробе течет размеренная деревенская жизнь: редкие автомобили, редкие прохожие, гуляющие сами по себе домашние животные.

Еще, мы хотели посетить старый ныробский аэродром. Проходящая мимо женщина сказала, что он находится далеко за полем, прикинув время и оставшиеся силы, мы туда не пошли. А, ведь раньше, самолеты были самым распространенным видом транспорта между Ныробом и другими населенными пунктами, в том числе, Пермью.
Когда мы вернулись в гостиницу, там было многолюдно, поскольку некоторые номера используются не по прямому назначению, в них располагаются магазинчики и офисы организаций.

В 20 метрах от гостиницы мы сели на автобус и поехали в Соликамск, где запланировали провести культурное мероприятие в плане посещения музеев, и уже оттуда выехать в Чусовой. Путь до Соликамска пролегал через Чердынь, где, на удивление, были очень оживленные улицы, а на автовокзале в автобус село большое количество пассажиров. До Соликамска автобус добрался с большим опозданием, поэтому ни о каких дополнительных экскурсиях не могло быть и речи, кое-как успев перекусить в ближайшем кафе, мы поехали на последнем автобусе до Чусового.
Ниже фото Соликамска, буквально, через дорогу от автовокзала.

Дорога от Соликамска до Чусового оказалась еще тем испытанием. Последний раз я проезжал по ней в 2004-м году, уже тогда она была не айс, а сейчас, лучше не стала, скорее наоборот. Подъезжая к Александровску, начинает не по-детски колбасить, и так до самого Чусового. Водитель, пытаясь уложиться в график, выжимает из своего микроавтобуса все оставшиеся мощи, это будет по круче всяких американских горок. Поэтому, мой совет: от Соликамска лучше ехать до Перми, а уже оттуда до Чусового, целее будете, да и времени на путь не намного больше уйдет. На пути туда мы так и сделали, однако, обратно решили ехать напрямую, что встало боком.