пятница, 16 декабря 2016 г.

Антиутопия в трех романах 

Юрий Язев 


В последние время меня заинтересовала тема антиутопии: вроде все бесконечно хорошо, но одновременно так не может быть, все вокруг во власти лжи. Негодования, суеверия, обиды, предательства, страх. Бесконечный страх, контроль с помощью страха. Управление миром через страх.

Центральное место в этом литературном жанре занимают 3 столпа – романа:
1)      «Мы» Евгения Замятина;
2)      «О, дивный новый мир!» Олдоса Хаксли;
3)      «1984» Джорджа Оурэлла;

Именно такой порядок их появления, но я читал в обратном. Начав читать «1984», я сначала не собирался читать остальные, но закончив с ним, меня уже было не остановить. Роман «Мы» был написан в 1920-м году, но издан в СССР много позже смерти автора – в 1988-м. Так как литературные критики узрели в романе злую карикатуру на социалистическое общество.
«О, дивный новый мир!» написан в 1932-м. В нем ощущается влияние романа «Мы», ибо на английском языке тот был опубликован в 1927-м году.
Последний в списке роман написан в 1948-м и так же он испытал влияние «Мы».

Охота рассказать краткое содержание, охота поставить оценки, но это будет бесчеловечно к тем, кто собирается прочесть эти романы. Но все же ради чего-то я начал писать эту заметку.
Сразу отмечу: меньше всего мне запомнился роман «О, дивный новый мир!». Я не нашел в нем индивидуума, за которого я бы переживал. Не спорю: он есть, даже более есть группа людей в резервации, откуда вышел индивид, но переживать за него совсем не хотелось. Мир вполне утопический и никому от этого не плохо. Разве что есть человек, выращенный, как и все из пробирки, но обладающий нестандартными пропорциями вроде маленького роста и потому чувствующий себя не в своей тарелке. Но с приходом к нему популярности он становится счастливым человеком. Проблема №1 элегантно решена. А индивид из резервации не заставляет за него сопереживать. Проблемы мира исчерпаны. Точка. Ах, да, свободные сексуальные связи, таблетки от беременности, дети из пробирок, строгое классовое разделение: альфы, беты, т.д. и другие радости управляемого общества. Все описано очень интересно.

Роман «Мы» написан в виде дневника главного героя. К слову, за него сразу хочется сопереживать. Иногда кажется: Евгений злоупотреблял алкоголем, особенно в спешке дописывая книгу. Мир прекрасен. Работает, как часы. Все предсказано, все своим чередом. Человечество живет в строгом распорядке, никому в голову не приходит, что может быть иначе. Утром подъем, завтрак, дорога на место работы. Так у каждого нумера. Людей нет, есть нумера. Нет индивидуумов, есть «мы». Все материалы в этом мире заменило стекло, дома прозрачные, ничего не скрыто. Дважды в сутки у нумеров есть свободное время – час. Секс по талонам, любой может записаться на любого. Мир нумеров огражден стеной от чуждого животного мира.
Главный герой – математик, строитель Интеграла – космического корабля. Его, как и всех устраивает этот мир. Но в его жизни появляется женщина. В соответствии с новым видением он изменяет свои планы. А плюс ко всему эта женщина является революционером. Сообща с другими людьми по ту сторону стены, она затевает план разрушить стену.

Больше всего мне понравился роман «1984». Он еще больше подвергся влиянию «Мы», чем «О, дивный новый мир!». С самого начала главному персонажу чужд мир, в котором он живет. Этот мир не так прекрасен, как предыдущие два. Где-то идет война. На город, в котором развиваются события, время от времени падают бомбы. Этот мир жесток. За любую оплошность – казнь. Всеобщая любовь к Большому брату, который, как бог неприкосновенен. Серые тона, серый мир. Нет ощущений, нет чувств, все запрещено. Из языка удаляются слова, чтобы люди не могли даже подумать о преступлении. Нет вкусной пищи, заменено кубиками и киселем. В этом мире в отличие от предыдущих вообще нет секса.
Главный герой – простой клерк, обычный работник среднего класса. Есть низший класс, которому принадлежит большинство и внутренняя партия – элита. Главный герой пытается найти партизан, подпольную организацию, которая занимается подготовкой к восстанию. Знакомится с женщиной, склоняет ее на свою сторону. Ох, как описан их роман.
В поисках восстания он выходит не на того человека, рассказывает ему обо всех планах, тем самым попадая в западню. И вот треть книги описываются разнообразные пытки с помощью весьма изощренного оборудования. Наконец, главному герою вправляют мозги, и он отказывается от идей революции и от идеи любви к своей женщине.

По завершению романа видно, что Джордж Оурэлл потерял веру в успех революции. Это так же прослеживается в его предыдущем рассказе «Скотный двор»: свиньи, как люди – люди, как свиньи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий