суббота, 20 октября 2018 г.

Журналистика второго десятилетия 21-го века 


Юрий «yurembo» Язев 
независимый игродел

Когда я был юн, интернета еще ни у кого, в том числе у меня, не было, и я, как и все айтишники, желающие быть в тренде и узнать что-то новое, читал журналы. На меня большое впечатление производили авторы их материалов, мастера своего дела. Я вчитывался в их труды и чувствовал общение с опытными профессионалами. Авторы технических книг, вообще, смотрели на меня со страниц, как полубоги, исписавшие кучу бумаги и представившие на суд читателей подробное изложение своих знаний о какой-то жутко крутой технологии, в которой я хотел разобраться. Если же вдобавок к книге шел компакт или флоппи диск, то это был предел мечтаний, так как в таком случае ты мог быстро на практике воспользоваться вложенными в книгу знаниями автора.

Естественно я мечтал тоже досконально изучить какую-то технологию или набор технологий, как в итоге оказалось, для разработки видеоигр и написать об этом статью, цикл статей, а в идеале целую книгу. Но это уже другая история, о чем есть статья на моем сайте: http://www.t2d-dev.ru


На протяжении многих лет компьютерная журналистика была почти неизменной, менялось качество бумаги, а в связи с развитием носителей информации и конкуренцией между изданиями менялись поставляемые вместе с бумажными журналами эти самые носители: CD → 2 CD → DVD → 2 DVD → двухслойный DVD → 2 двухслойных DVD. Формат же оставался прежним. И мне это нравилось, уже будучи автором статей. Твоя статья на бумаге доставляет наивысшее удовлетворение.

В связи с широчайшим распространением интернета даже в самые безбожно забытые уголки нашей родины журналистика в начале второго десятилетия 21-го века стала сначала постепенно, а потом в ускоренном темпе меняться. Сначала издания отказались от носителей информации. Теперь, благодаря широкополосному интернету, весь материал можно скачать с сервера издательства. А многие современные вычислительные устройства за ненадобностью лишились устройств чтения информации с внешних носителей.

Следующий этап трансформации журналистики, словно серпом по яйцам, ударил олдфагов пера, клавиатуры и любителей бумаги. Материалы со страниц бумажных журналов переместились на web-страницы сайтов изданий, преобразовались в цифру. К середине десятилетия почти все бумажные издания прекратили свое существование, продолжая жизнь в вебе или совсем закончив существование. Так, мой горячо любимый журнал «Хакер», для которого я пишу статьи вот уже 10 лет, в 2015-м году перешел в цифру. Между тем, большая часть других журналов издательского дома «Gameland» (издатель «Хакера») перестала печататься вообще.

Номер "Хакера", в котором была опубликована 
моя первая статья "Тёмное искусство игродела", 
положившая начало одноименному циклу

Бумажный журнал — это определенно хорошо, это физический контент, это клево. Тем не менее, информация в вебе имеет одно неоспоримое преимущество: возможность обновления. Теперь издания не зависят от типографии и свободны от ограничений, накладываемых на бумажный журнал: количество страниц, размеры материалов, границы статей, etc.

До последнего державшаяся за бумагу «Игромания» объявила, что с 2019-го года на ряду с остальными изданиями прекращает выпускать бумажную версию журнала и переходит в цифру и будет публиковать новые материалы только на сайте.

Единственный журнал, который похоже до сих пор выходит на бумаге — это «Системный администратор». Его и раньше было трудно достать, поскольку он распространялся только по подписке и продавался в узком кругу розничных точек. У меня есть только один номер этого журнала. В 2011-м году я написал статью для «Системного администратора» про разработку хитрой приблуды для БД Oracle, и мне из издательства выслали номер с моей статьей по физической почте РФ. Больше в этот журнал я писать не стал, так как в «Хакере» платят большие гонорары. 

 Первый номер "Игромании", который я купил

Третьему этапу, закончившему преобразование журналистики, как творчество 21-го века, послужил youtube. Этот этап происходил одновременно со вторым, но по сравнению с ним не закончился. И продолжится до безызвестно когда. Потому что новые издания будут появляться именно в таком формате. Вы и без меня видите, сколько в последние годы появилось новых каналов, среди них есть каналы — однодневки, так сказать экспериментальные каналы, создаваемые одним человеком, качество и количество контента на которых соответствующее. Правда, бывают, и это очень радует, исключения. С другой стороны есть большие раскрученные каналы, за которыми стоят группы редакторов и разных специалистов: по монтажу, звуку, свету, etc. За образованием этих новых видеоиздательств в большинстве своем стоят выходцы из журналов. Я не буду называть их поименно. Но, например, многим редакторам «Игромании» очевидно стало тесно и неуютно в редакции и они создали отдельные видеоканалы на youtube, освещающие игровую индустрию, при этом производя очень хороший контент. Кроме того, сама «Игромания», «Навигатор игрового мира» (один из первых журналов, посвященный компьютерным играм в РФ), а так же многие другие журналы преобразуются в видеоформат. Дань моде? Следование времени? Закрытие потребности, исполнение желаний клиентов: бывших читателей и зрителей. Даже раньше большие издания записывали видеоматериалы на физические носители, вкладываемые в бумажные журналы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий