вторник, 14 июля 2015 г.

Юбилейный      

   Юрий Язев
  C++-программист

   Каменный город


В 70 км от Чусового, в Гремячинском районе, близ поселка Усьва находится природная диковинка – Каменный город. Другое название – Чертово городище, как именуют его местные жители, проживающие в располагающихся рядом селах. Каменный город – уникальный природный памятник, занимающий внушительное по площади пространство, состоящий из скал причудливой формы. По мнению ученых, скалы образовались благодаря протекающей здесь древней реки в доисторические времена. Очевидно, когда здесь еще ходили уральские мамонты. Сейчас здесь нет ни реки, ни мамонтов, однако, поблизости есть ручьи.

В Советское время это место было засекречено, и здесь было мало туристов, а по-моему, причина в том, что не было Интернета, и, поскольку, Каменный город находится сравнительно далеко (короче говоря, в глуши), плюс, никто не освещал его существование, то туристы и не знали про него. В настоящее время, ситуация поменялась, благодаря глобальным и соц. сетям, поэтому в любое время года тут много любопытствующих глаз. На самом деле, посмотреть есть на что: скалы удивительных форм, впадины и овраги, поразительный растительный мир.

Однажды, под закат первого летнего месяца, мы с Ириной совершили экскурсию в Чертово городище. Проехав поселок Усьву, примерно через пару километров есть отворот с шоссе в сторону поселка Шумихинский. Несколько километров спустя, нам встретилось пересечение дорог. Там же стояли туристические микроавтобусы, полагая, что мы добрались до места, мы сделали остановку и покинули автомобиль.
Проследовав полтора километра в южном направлении, на нашем пути встала непреодолимая преграда – ручеек.



Появилось сомнение о корректности выбора направления следования, из-за чего, мы повернули обратно. На место стоянки автобусов уже вернулись туристы, которые подсказали, что надо идти в сторону севера. На пути попался старый заржавевший шлагбаум, и стало очевидно, вот он путь в Каменный город. Тропа до места назначения находится в очень плохом состоянии. К тому же, в те дни были обильные осадки, что совсем не поспособствовало ее улучшению. Ирина была в туфельках, но для нее это не было проблемой, я – в кроссовках, но меня это не спасло.

Прорываясь через заросли, перепрыгивая через лужи и лежащие деревья, мы таки добрались до места. Граница между лесом и Чертовым городищем весьма размытая: неожиданно на пологой местности взмывают вверх скалы, меж которыми нерукотворно прорублены расщелины и тропы.











В Каменном городе есть большое количество проходов и троп, плюс к этому, к городку со всех сторон подходят тропинки, поэтому там легко заплутать. Мы встретили несколько туристических групп, которые искали выход оттуда.

После совершения небольшой прогулки и обзора красот Каменного города мы повернули в обратную сторону.












Возвращались той же дорогой, на которой черт ногу сломает.

Поселок городского типа Юбилейный


Уже был вечер. Но на улице было еще светло, ибо белые ночи.
Для продолжения экскурсии мы поехали дальше на восток. Путь пролегал через поселок Шумихинский. Со стороны - взгляда постороннего человека: поселок живет своей деревенской жизнью. Ничего особо удивительного. Шумихинский не был целью нашего визита.

Преодолев еще некоторое расстояние, рядом с дорогой встретился знак с надписью «Юбилейный». Вот, он пункт назначения! Почему именно Юбилейный? Здесь ранние годы своего детства (до 1970-го) провел мой папа со своими родителями. Раньше в Советском Союзе Юбилейный был богатым поселком, так как в нем была угольная шахта. Мой дед (по папиной линии) был шахтером – электриком. Позднее, в 1970 г. семья моего деда перебралась в развивающийся (в то время) г. Чусовой.

Во времена Перестройки – последнее десятилетие 20-го века, уголь стал не рентабельным, и многие шахты по всему союзу, а позднее СНГ были закрыты. Подобное случилось и с шахтой в поселке Юбилейный. Вместе с шахтой «погиб» поселок. Такое произошло со многими населенными пунктами, являющиеся моногородами, экономическая деятельность в которых целиком и полностью зависит от одного предприятия. В данном случае, таковым являлись шахты. По этой причине обанкротился весь Кизеловский район, где располагается крупный угольный бассейн. Однако в настоящее время экономисты и политики начали понимать, что уголь, как источник энергии очень перспективен, поэтому осуществляются попытки восстановить заброшенные шахты. Но, когда их уничтожали, то о восстановлении не задумывались, поэтому разрушение производилось до основания: шахты затапливали. И, восстановление таких шахт является или невозможным, или очень дорогим.

Гибель моногородов - острая тема. Особенно в данное время для чусовлян. Поскольку, экономика нашего города в своей основе зиждется на черной металлургии, чем занимается Чусовской металлургический завод. В прошлом металлургическое предприятие полного цикла, а ныне, в результате осуществления реконструкции (больше похожей на деконструкцию) родительской компанией ОМК, в работе осталось только несколько цехов. В связи с этим многократно уменьшились отчисления в городской бюджет, а так же количество рабочих мест. А это прямые признаки «гибели» города.

Мы тут несколько отвлеклись от темы повествования, но обсуждаемая подтема, действительно очень важная, острая и, по своей сути, страшная!

На въезде в поселок показались пятиэтажки, как в фильмах ужасов про вирус, превращающий людей в ходячих мертвецов: брошенные дома с выбитыми окнами. А вокруг тишина. Гробовое молчание, слышен только ветер. Так и ждешь, что вот-вот из-за угла пошатываясь, выйдет кровавый зомби. Но, собственно, ждать предстояло не долго, в двухстах метрах от нас шел похожий экземпляр.

Доехав до перекрестка, местный житель (мой папа) указал, что налево находится шахта, а направо жилой массив. Мы поехали в сторону последнего, состоящего из нескольких многоквартирных домов и частного сектора. Поравнявшись с разрушенным зданием, папа остановил автомобиль, вышел и сказал: «А ведь это школа, куда я пошел в первый класс».


Дальше мы решили идти пешком, чтобы увидеть окружение и почувствовать местную атмосферу. Кругом брошенные пятиэтажки, а в тех, что не брошены, первые этажи отданы для содержания скота, или, просто, заколочены.




Пройдя вглубь жилого сектора, папа показал дом и окна квартиры, где они с родителями жили в конце 60-х годов прошлого века.




Теперь, этот дом принадлежит колонии для зеков – единственному учреждению, где могут работать местные жители. Колония вместе с зеками спасла поселок от полного вымирания, подарив пару десятков рабочих мест и правительственную поддержку. Лучше, чем совсем ничего.

В ста метрах расположен детский садик.


В центре поселка на пьедестале установлена самоходная установка, такая же, как в Чусовом на улице Мира, местными жителями именуемая «танком».


Недалеко ведутся работы по разбору панельных пятиэтажек, наверное, для продажи: увезут эти блоки в тот же Чусовой и продадут.




Весь металл мародеры растащили еще в конце 90-х, начале 2000-х; забирали все: трубы выкорчевывали из квартир и подъездов, провода, двери – все, что плохо лежит. Поэтому местные жители очень недоверчиво относятся к чужакам.





Очень странная картина, когда рядом стоят две пятиэтажки: одна из которых заселена, а вторая – брошена. Судя по всему, таким образом, власти ведут оптимизацию, то есть, когда в двух домах многие квартиры покинуты жильцами, для того, чтобы не тратить ресурсы на содержание двух домов, жителей одного из домов переселяют в другой.




Возле одного из домов играют дети, мимо на квадроцикле проехали подростки, навстречу попался движущийся автомобиль - жизнь продолжается даже здесь, в Богом забытом поселке Юбилейном!



Мне по Припяти было не так страшно гулять, как по Юбилейному. Находясь в Припяти, с полной уверенностью осознаешь, что город мертв, а здесь – в Юбилейном видишь жизнь в мертвом городе. Это страшно. Ощущение этого вселяет тревогу.

Наполненные оптимизма: не все так плохо, как кажется, мы поехали в наш славный и для кого-то родной, для кого-то не очень Чусовой!

четверг, 2 июля 2015 г.

Поездка в Ныроб 

Юрий Язев

«yurembo долгие годы ждал, когда кто-то возьмет его за руку и скажет: 
«Поехали в Ныроб»

В конце июня удалось побывать в таких местах нашего родного Пермского края, что по своему разнообразию, великолепию или, наоборот, хаосу они станут интереснее многих других точек мира.
Тем не менее, в одиночку я бы вряд ли сдвинул свой зад с насиженного места перед компом, я бы нашел тысячу, плюс одно оправдание, почему мне лучше не перемещать пятую точку. Но, не тут то было. К yurembo приехала Ирина, чтобы снова посетить какую-нибудь достопримечательность нашего края. Желание странное, но совпадающее с моим.

Много времени назад, еще при первой нашей встречи, обсуждая интересные для посещения места, я упомянул о самом северном населенном пункте Пермского края – поселке Ныроб. Для меня этот поселок интересен еще и тем, что там родилась и провела свое детство моя бабушка. И, мне хотелось побывать в этом поселке. Ирине понравилась идея.
Небольшой ресерч выявил, что автобус от Перми до Ныроба ходит дважды в сутки: утром и вечером, семь дней в неделю. Мы выдвинулись в Пермь днем, чтобы успеть на вечерний автобус. Погода в июне в Чусовом выдалась жаркая, но это нас не испугало.
Прибыв на автовокзал в Перми за 5 минут до отправления автобуса в Ныроб, мы, однако, благополучно на него пересели. Автобус оказался без кондиционера, поэтому в ожидании отправления было не на шутку жарко, но во время движения, благодаря естественной вентиляции воздуха через люки, температура в салоне нормализовалась. До конечной остановки – поселка городского типа Ныроб предстояло ехать 6 часов.
Сначала маршрут пролегал по знакомой местности, однако, на отвороте на Чусовой, автобус пошел в сторону Березников.


Поскольку путь занимал достаточно продолжительное время, в его течение были 2 «зеленые» остановки: первая – не доезжая до Березников, рядом с каким-то поселком, название которого, к сожалению, не помню. Как только открылись двери автобуса, к нему подбежали женщины, предлагающие пирожки. Вторая остановка была совершена в Соликамске. Наш маршрут не пролегал через Березники, мы его обогнули только с краю. Подъезжая к Соликамску, из окна автобуса были видны огромные карьеры и предприятия, занимающиеся добычей и переработкой соли.








Сразу с автовокзала г. Соликамска открывается вид на церкви.



В городе их много. Даже, чтобы посмотреть на их красоту стоит совершить отдельную экскурсию в Соликамск, тем не менее, нам надо было ехать дальше.
Через некоторое расстояние после Соликамска Ирина, являясь потомственным растениеводом, обратила мое внимание на изменение флоры: преобладающее множество лиственных деревьев перешло в хвойные, повсюду в лесу стал заметен белый мох, отсутствующий в нашей Чусовской местности. На больших по площади огородах местных жителей ничего, кроме картофеля не посажено. Очевидно, все это свидетельствует о более холодном климате.
Таким образом, миновало несколько поселков и деревень. Наконец, наш автобус стал двигаться по городу Чердынь. В нем нет многоэтажек, максимальная высота зданий – 2 этажа. Большая деревня раскинулась на 15 кв. км. В нем есть детский сад, школа, больница, дом культуры. Население города составляет примерно 4 с половиной тысячи человек. Здесь сохранились здания дореволюционной постройки, поскольку, из-за достаточно отдаленного расположения города, Чердынь не претерпела изменений со стороны Советской власти. От этого сохранился целый город – памятник русской архитектуры. Так как, мы двигались по городу довольно поздно – около 22-х часов, на улицах города было очень немноголюдно.
За Чердынью дорога сузилась и стала менее благоприятной для движения транспорта. Некоторое расстояние спустя, асфальт сменился брусчаткой. Были пересечены еще парочка жилых поселений, прежде чем мы достигли Ныроба. Первая остановка, сделанная непосредственно в поселке состоялась на въезде, около колонии для заключенных. С левой стороны от дороги располагаются ограждения лагеря, а справа – двух и трехэтажные дома для обслуживающего персонала колонии. По численности населения Ныроб превосходит районный центр – г. Чердынь, так, в первом проживает, примерно, 5 тысяч человек.
Далее, вдоль дороги разместилось ныробское кладбище. Через несколько десятков метров расположен шиномонтаж вместе с кафушкой. Проехав еще некоторое расстояние, наш автобус стал двигаться по улочкам Ныроба. На одной из автобусных остановок, расположенной на главной улице поселка – ул. Ворошилова мы увидели такую картину:

Телки, просто, ждут маршрутку, это российская деревня, детка.

Поселок довольно широко раскинулся на местности. Конечная остановка была совершена возле деревянного автовокзала. Рядом с ним через дорогу находится гостиница.


Старое кирпичное здание, для обретения ухоженного внешнего вида, покрыто металлическими панелями. А рядом в 10 метрах стоит здание, не обшитое панелями:


Одна наша хорошая знакомая сказала, что номер в гостинице в Ныробе стоит 200 руб. в сутки, на деле же администратор гостиницы потребовала 1 500 руб., удалось договориться на 1 000 руб. без телевизора. Несмотря на расположение гостиницы в дальней дали, там есть горячая и холодная вода, все удобства и даже wi-fi!
После оформления номера и заселения, мы решили прогуляться по ночному Ныробу. Во время нашего пребывания в поселке были белые ночи. Он находится на 60-й широте, ровно, как Санкт-Петербург. Мы прогуливались по той части Ныроба, которая более похожа на ПГТ: двух и трехэтажки, увидели местную школу, рядом с которой на дороге, по которой проходит полтора автомобиля в час, нарисована зебра.




Рядом с гостиницей располагается ночной клуб «Север», но, к сожалению, в день нашего пребывания, он был закрыт на выходной. Как оказалось, в Ныробе есть еще один ночной бар, располагающийся в здании церкви, но об этом мы узнали уже перед самым отъездом.
В ту ночь рядом с гостиницей люди отмечали какое-то событие: играл шансон, раздавались громкие возгласы.
Утром yurembo проснулся от громких звуков проезжающих транспортных средств, как оказалось, недалеко от гостиницы находится небольшой рынок местного назначения: 5 – 6 торговых палаток. В гостинице завтрак не дают, пришлось перекусить мороженым, купленным в ближайшем магазинчике, кстати, магазинов в Ныробе предостаточно. Ассортимент в каждом почти ни чем не отличается.
Купив с утра билет до Соликамска, у нас осталось еще 4 часа до отправления. Я предложил погулять по Ныробу, мне понравился этот поселок. Рядом с рынком находится площадь, где установлен памятник Ленину.


Рядом с площадью находится ныробский Дворец культуры.


Кроме того, в поселке есть памятник ныробским солдатам, защищавшим родину в Великой Отечественной войне.


Жизнь в поселке начала просыпаться к 11 часам утра, когда магазины, на входах в которые, время начала работы указано: 9:00, стали открываться. Днем стало невыносимо жарко, тем не менее, пауты и другая, сосущая кровь нечисть, не собиралась оставлять нас без внимания.
Достигнув одного из рубежей поселка, мы повернули в другую сторону в поисках Никольской церкви.




По пути мы миновали заброшенный стадион, и вышли в поле, вдоль которого шла дорога к церкви.






В двухстах метрах от церкви находится яма Романова, место, где Михаил Романов – дядя первого русского царя из династии Романовых принял мученическую смерть. В настоящее время над ней установлена часовня, вокруг которой раскинут парк с ограждением. Когда мы подошли к этому месту, ворота были закрыты; через несколько минут, как по расписанию подошла женщина, отворила ворота и часовню, в которую можно зайти. Оттуда можно спуститься в яму, где был зверски замучен дядя царя.





Обратный путь мы проложили по улице Ворошилова, где стоит дом-памятник, в котором Ворошилов жил во время ссылки. В Ныробе течет размеренная деревенская жизнь: редкие автомобили, редкие прохожие, гуляющие сами по себе домашние животные.






Еще, мы хотели посетить старый ныробский аэродром. Проходящая мимо женщина сказала, что он находится далеко за полем, прикинув время и оставшиеся силы, мы туда не пошли. А, ведь раньше, самолеты были самым распространенным видом транспорта между Ныробом и другими населенными пунктами, в том числе, Пермью.
Когда мы вернулись в гостиницу, там было многолюдно, поскольку некоторые номера используются не по прямому назначению, в них располагаются магазинчики и офисы организаций.



В 20 метрах от гостиницы мы сели на автобус и поехали в Соликамск, где запланировали провести культурное мероприятие в плане посещения музеев, и уже оттуда выехать в Чусовой. Путь до Соликамска пролегал через Чердынь, где, на удивление, были очень оживленные улицы, а на автовокзале в автобус село большое количество пассажиров. До Соликамска автобус добрался с большим опозданием, поэтому ни о каких дополнительных экскурсиях не могло быть и речи, кое-как успев перекусить в ближайшем кафе, мы поехали на последнем автобусе до Чусового.
Ниже фото Соликамска, буквально, через дорогу от автовокзала.







Дорога от Соликамска до Чусового оказалась еще тем испытанием. Последний раз я проезжал по ней в 2004-м году, уже тогда она была не айс, а сейчас, лучше не стала, скорее наоборот. Подъезжая к Александровску, начинает не по-детски колбасить, и так до самого Чусового. Водитель, пытаясь уложиться в график, выжимает из своего микроавтобуса все оставшиеся мощи, это будет по круче всяких американских горок. Поэтому, мой совет: от Соликамска лучше ехать до Перми, а уже оттуда до Чусового, целее будете, да и времени на путь не намного больше уйдет. На пути туда мы так и сделали, однако, обратно решили ехать напрямую, что встало боком.